Как остановить главные мгновенья

Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

 

Принятие Таинства Святого Крещения – бесспорно, событие прежде всего духовного уровня. Однако нам, людям земным, хочется оставить о таком важном дне и вещественную память. Не случайно живёт во многих семьях традиция сохранять крестильные рубашечки детей и их маленькие нательные крестики. Теперь редко какие крестины проходят без фотографа, который, как оказывается, становится важным участником Таинства. От того, какие акценты он расставит на своих работах, отчасти будет формироваться понимание самого Таинства, отношение к нему. Вот, например, сайт, на котором фотограф предлагает свои услуги (цитирую!) «во время обряда крещения». А другой фотограф начинает регулировать настройки своей камеры именно в момент Миропомазания. Понятно, что и на их фотографиях мы увидим рюшечки-бантики, портреты нарядных гостей, в лучшем случае, красивое облачение батюшки, но при этом в них не отразится даже попытки прикоснуться к смыслу Таинства. Поэтому предлагаю вспомнить основные моменты крещального богослужения. Обрядовая композиция Таинства действительно очень красива, она пронизана символизмом, но её цель – не вызвать умиление. В сознании верующих она воспринимается как путь к богообщению. Пусть и на фотографиях запечатлится тот незабываемый день, оказавший на человека возвышающее духовное воздействие.

Напомним основное правило: прежде чем приступить к работе, фотограф должен попросить благословения у священника на фотосъёмку. Как правило, батюшки охотно

соглашаются на эту небольшую помеху, хотя некоторые оговаривают регламент фотосессии. В самых редких случаях священник такого согласия не даёт, и тут ничего не поделаешь: приходится или принять ситуацию, или договариваться о крестинах в другом храме.

Сейчас при подготовке к Крещению обязательно проводятся огласительные беседы с родителями и крёстными. А если самого фотографа нельзя назвать воцерковлённым человеком, то и ему не будет лишним подготовиться, узнать заранее о последовательности Таинства, которое длится не слишком долго, но очень насыщено важными элементами (отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в купель, надевание белой одежды и креста, Миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира, пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к Царским Вратам девочек, иногда и первое причастие). Узнать о смысле этих моментов и успеть отразить их на фотографиях полезно не только с профессиональной точки зрения! Ещё важно, чтобы и одежда фотографа соответствовала церковным традициям (мужчина – не в шортах и не в джинсах с рваными коленками, женщина – в платке и в юбке), и чтобы он не поворачивался спиной к алтарю, не проходил между купелью и алтарём или между купелью и крёстными с ребёнком.

 

Но вот священник уже готов приступить к совершению Таинства и облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь, которые символизируют новую жизнь, принесённую на землю Господом Иисусом Христом. Поэтому можно взять крупным планом именно эти детали облачения.

Трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву.

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает (чин отречения от сатаны построен в форме диалога. Священник спрашивает – крещаемый отвечает) :

– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:

– Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый отвечает:

– Отрекся.

Отрекшись от сатаны, вместе со священником все поворачиваются к востоку.

Обратившись на восток, крестные младенца трижды, в форме диалога, исповедуют верность "сочетание" Христу, безусловное подчинение Ему, жизнь в соответствии заповедями и верой во Христа.

После исповедания и провозглашения Христа Господом, крестными родителями произносится вслух молитва Символ веры. В некоторых Храмах крестные повторяют за батюшкой слова молитвы, где-то раздают листочки с напечатанной молитвой, в некоторые батюшки требуют знание молитвы наизусть.


Начинается одна из самых важных частей чина Крещения – освящение воды для совершения Таинства. 

Вещество Таинства – вода – является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов.
Освящение воды для Крещения, когда  священник «помазывает» освященным елеем воду в купели, — одна из важнейших частей чинопоследования.

 

Затем елеем помазывается и крещаемый, его: чело, грудь, спина, уши, руки и ноги. Смысл такого помазания в том, чтобы освятить мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом.

Елей, в отличие от воды, используемой в Таинстве Крещения, допустимо освящать заблаговременно впрок.

Троекратное погружение в воду с произнесением крещальной молитвы принято считать кульминационным моментом Крещения. Здесь могут возникнуть сложности с фотографированием, если, например,  батюшка обливает ребёнка из ковшика, загораживая лицо младенца, или если теснота храма не позволяет выбрать удобный ракурс.  Предвидя это, вы можете заранее обговорить со священником некоторые нюансы этого чина.

Отметим, что воду в купель наливают теплую, той температуры, с которой обычно ребенка купают. Если малыш слабенький или в помещении холодно, то его только окропляют водой.

Крестный обычно принимает малыша на белоснежную ткань или полотенце. Принявший Крещение облачается в новую белую одежду, означающую чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом. На шею крещаемому вешают нательный крестик, который должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповедях Спасителя. Крест носится под одеждой и бережется всю жизнь, как и крестильная рубаха.

С особенным благоговением – не побоюсь этого слова! – фотографируем момент Миропомазания.

Очень важно выбрать крупный план, но при этом не помешать действиям священника. Как правило, такое умение приходит к фотографу с практикой.

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Причем, миропомазание совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение. С этим таинством не следует путать елеопомазание, а также помазание во время соборования.

Затем следует маленький крестный ход вокруг аналоя (столика), на котором лежит Евангелие. Символически это шествие означает шествие за Самим Христом. Лежащее на аналое Евангелие указывает на то, что Слово Божие, Его заповеди будут лежать в центре нашей жизни.

Затем читается Евангелие.

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Для меня самый умилительный момент – постригание волос. Это своеобразное жертвоприношение, ведь у младенца на данный момент ещё нет ничего другого, что он мог бы отдать Господу с радостью.

Таинство завершается воцерковлением.

Для младенцев мужского и женского пола чин воцерковления немного различается. Священник берет ребенка на руки в притворе храма и знаменует им крест на входе в храм, посреди церкви и на амвоне у Царских врат, произнося слова: «Воцерковляется раб Божий». Если крестился младенец мужского пола, то священник вносит его в алтарь, обнося вокруг престола через горнее место, после прикладывает его к иконам на иконостасе и отдает в руки маме или восприемнику. Девочек в алтарь не вносят, их воцерковление заканчивается у Царских Врат. Для фотографа очень важно знать этот момент, чаще всего алтарь находится в другой части храма, нежели где проходит таинство крещения,  чтобы успеть поменять настройки камеры.

Воцерковление священник заключает молитвой и отпустом с крестом.
     После Таинства Крещения обязательно нужно причастить ребенка. Иногда первое Причащение совершается в тот же день, но чаще батюшка просит придти на следующий день или через неделю. Обычно Причащение совершается после утренней литургии, в разных храмах дни и время проведения служб различаются. Стоять службу с ребенком не обязательно, причащают младенцев без очереди и только вином (Кровью Христа). Причащать ребенка нужно регулярно, желательно не реже одного раза в неделю.

Яндекс.Метрика